Конференция «#Законтейнерами. В центре событий. Урал» была организована совместно с информационно-аналитическим агентством Infranews. Спикеры поднимали темы развития новых контейнерных решений, взаимодействия с государственными органами и цифровой интеграции в логистике.
Модератором встречи выступил Валерий Денисов, управляющий АО «СиАйТи Терминал». Он обозначил актуальную проблему мировой отрасли грузоперевозок: перегруженность морских контейнерных сервисов, вызванную дисбалансом в торговых поставках между Европой, Азией и Северной Америкой.
«Из-за узких мест на Восточном полигоне железных дорог движение поездов нестабильно, – поясняет Сергей Васильев, директор Екатеринбургского филиала «Феско Интегрированный Транспорт». – В результате возникает некоторый профицит оборудования в одном месте и дефицит в другом. Из-за этого отсутствует ритмичность доставки контейнеров на местах, увеличен оборот платформ. Сегодня в уральском регионе существуют проблема перебоя в оборудовании. Многие крупные компании работают со своим парком вагонов, поэтому поточность грузов остается более стабильной и предсказуемой. Стабилизацию работы сети ожидаем в следующем году».
Сложившаяся ситуация в сфере грузоперевозок проверяет на прочность транспортно-экспедиторские компании: готовы ли они быстро приспособиться к новым условиям и действовать в нестандартных ситуациях.
Еще одна актуальная проблема – контейнерный бум. Россия долгое время отставала от стран Европы и США в части грузоперевозок с использованием контейнеров, а сейчас активно использует этот способ доставки. Возросла нагрузка на железнодорожную магистраль.
Чтобы сбалансировать ситуацию, российские логистические компании начали обращаться к контрейлерным грузоперевозками. Это комбинированные железнодорожно-автомобильные перевозки прицепов, полуприцепов, трейлеров или съемных кузовов на железнодорожной платформе.Они сочетают безопасность железнодорожного транспорта со скоростью и маневренностью автомобилей.
«Мы хотим развить контрейлерные перевозки в России. На своей базе имеем специальные низкие платформы со съемными фитинговыми упорами. Они универсальны: можно перевозить и автопоезда вместе с тягачом, и отдельно прицепы, и контейнеры», – рассказывает Валерий Мягков, заместитель директора по коммерции и производству Федеральной грузовой компании.
«Рост контейнерных перевозок продолжится длительный период. Особенно это заметно на Урале. Это экспортоориентированный регион. Его значение как грузоотправителя велико», – считает Андрей Чернышев, первый вице-президент Группы «Рускон».
С этой позицией согласен и Сергей Куст, генеральный директор ООО «Новая Логистическая». «За контейнерами будущее – это демонстрируют мировые тенденции. Любой экспорт и импорт идет в них. Перспективу уральского региона вижу именно в развитии контейнерных грузоперевозок. Что касается номенклатуры, то это лес, строительные материалы, металлургия и продукты питания», – отмечает он.
Контейнерный бум позитивно отразился на Урале. Если в целом по стране рост перевозок составил 15%, то здесь – 32%. Каждый год регион прирастает 20-30 новыми предприятиями, готовыми к контейнеризации.
«Вопрос строительства еще одного Транссиба стал очень актуален. Северный морской путь также разгрузил бы нашу инфраструктуру», – говорит Валерий Денисов.
Но это все глобальные задачи, на которые транспортно-логистические компании повлиять не могут. Остается решать проблемы на местном уровне. Владислав Усанов, президент группы компаний, в состав которой входит АО «СиАйТи Терминал», видит выход из ситуации в цифровизации, технологической оперативности и тесном сотрудничестве с железной дорогой.
«В наших силах сделать все, чтобы поезд, который пришел к нам, не задерживался на терминале. Для этого мы активно работаем с грузоотправителями, чтобы они заранее нас информировали о своих планах», – отмечает Владислав Усанов.
Цифровая трансформация в сфере логистики происходит не первый год. За это время пользователи программ выявили четыре основных ошибки цифровизации. Это изоляция информационных потоков в границах ответственности одного участка; включение человека, как обязательного фактора для передачи информации; автоматизация в соответствии с регламентом, а не фактическим процессом; возложение функций постановки задачи на одного пользователя системы
По мнению заместителя управляющего АО «СиАйТи Терминал» Александра Маслова, главная ошибка в том, что цифровизация ограничивается рамками одной компании, дальше потоки информации обрываются. Но есть примеры и успешной интеграции информационных потоков: в 2017 году компания IBM по заказу одного из крупнейших контейнерных операторов Maersk разработала универсальную платформу передачи информации в логистике на основе технологии блокчейн. Сегодня в ней уже более 200 участников. Но пока в ней нет РЖД, Федеральной таможенной службы, Россельхознадзора и других участников логистических цепочек, для внутрироссийских логистов и перевозчиков она не решает существующих проблем.
«На своем терминале мы не ждем готовых решений. Силами своих программистов совершенствуем нашу информационную систему, добавляя в нее все больше интеграционных решений с другими участниками рынка, что позволяет нам эффективно обрабатывать грузовые потоки. Цифровизация - процесс сложный, требующий много ресурсов, и именно от успешной трансформации сегодня зависит будущее действующих и потенциальных игроков рынка контейнерной логистики», – рассказал Александр Маслов.
По его словам, информационные системы должны проектироваться с учетом особенностей отношений В2В. Пока у грузоотправителей и грузополучателей нет осознания того, что цифровые сервисы необходимы всем участникам рынка.
АО «СиАйТи Терминал» использует программный продукт собственной разработки. Он интегрирован с финансовым и бухгалтерским учетом в 1С, с системами электронного документооборота, софтом «ВЭД-Склад». В ближайшей перспективе – полная интеграция с информационной системой РЖД. Эти сервисы нужны для ускорения внутренних и внешних процессов, что в свою очередь дает клиентам терминала качественные услуги в кратчайшие сроки. Компания сознательно ушла от готовых решений. Это позволяет быть гибкой к условиям изменяющейся действительности. Затраты на такие инновационные решения быстро себя окупают.
«Считаю, что для эффективной работы должно быть налажено взаимодействие со всеми структурами: собственниками вагонов и подвижного состава, экспедиторами, грузоотправителями и грузополучателями. Наверное, должна появиться доступная единая архивная база с информацией о поездах, клиентах, специфике груза, какие ошибки были допущены в работе», – поделился Юрий Федоров, руководитель подразделения в Екатеринбурге АО «Евросиб СПб-транспортные системы».
В планах АО «СиАйТи Терминал» внедрение системы для перевозчиков контейнеров, которая позволит учитывать их интересы, сократить время операции приема-выдачи, исключив простой. Она заменит оформление бумажных документов на идентификацию по QR-коду.