В Екатеринбурге прошла конференция «#Законтейнерами. В центре событий. Урал» и была посвящена обсуждению тенденций развития транспортно-логистической отрасли в региональном аспекте, в частности развитию железнодорожных контейнерных перевозок в УрФО. Конференция прошла на площадке АО «СиАйТи Терминал» (Контейнерный терминал «С.I.T.») в партнерстве с информационно-аналитическим агентством Infranews. Участниками конференции стали представители органов государственной власти, руководители ведущих транспортно-экспедиторских компаний, железнодорожных операторов и мультимодальных терминалов.
В условиях «новой реальности»
Географическое положение, промышленные мощности и ресурсная база в совокупности с потребительскими возможностями формируют мощный потенциал Уральского региона в плане развития объектов транспортно-логистической инфраструктуры. Концентрация железнодорожных и автомобильных транспортных возможностей притягивает все большее количество маршрутов экспортных, импортных и транзитных коридоров Запад — Восток.
«Своей стратегией развития уральский регион закрепляет за собой позицию транспортного хаба по обращению грузов промышленного производства и потребления на пересечении железнодорожных и автомобильных направлений, авиасообщений»,— отметил в своем выступлении на конференции заместитель министра транспорта и дорожного хозяйства Свердловской области Дмитрий Брусянин. По его мнению, транспортировка и обработка грузов являются одним из приоритетных экономических направлений развития региона.
Того же мнения придерживается и заместитель главы Администрации Екатеринбурга Дмитрий Ноженко «Мы следим за изменениями в области транспортной логистики, за перспективными направлениями, одно из которых — контейнерные перевозки. Успешное развитие отрасли зависит от решения комплекса задач: это развитие транспортной, инженерной инфраструктур, высокоскоростного интернета, упрощение таможенных процедур, наличие и класс складского фонда. Реализация проектов комплексного масштаба требует объединения усилий. Администрация города готова сотрудничать в развитии контейнерных перевозок на своей территории и на территории агломераций».
Об эффективности взаимодействия в условиях «новой реальности» говорили и представители бизнеса. Владислав Усанов, президент группы компаний, в состав которой входит АО «СиАйТи Терминал», видит выход из ситуации, сложившейся в последнее время в сфере логистики и грузоперевозок, в цифровизации, технологической оперативности и тесном сотрудничестве с РЖД.
Контейнеризировать все что можно
В ходе дискуссии участники конференции особое внимание уделили тенденциям развития рынка транспортно-логистических услуг в предстоящем 2022 году.
Уральский регион является важной точкой притяжения на логистической карте России. И доля контейнерных перевозок здесь с каждым годом возрастает все больше по отношению к общему объему перевозимых грузов.
В ближайшей перспективе, по мнению спикеров, для железнодорожных операторов и владельцев терминальной инфраструктуры, баланс между экспортом и импортом будет иметь все большее значение.
«Приоритетного направления не должно быть: специализация на чем-то одном приводит к зависимости от конъюнктуры рынка, для минимизации рисков надо заниматься всем, что можно контейнеризировать»,— считает первый вице-президент группы «Рускон» Андрей Чернышев.
По данным компании FESCO, ежегодно в УрФО прибавляется до 30 предприятий, готовых к контейнеризации своей продукции — сейчас такие перевозки в регионе выросли до 33%. События, происходящие в последние два года на мировом рынке оказали сильное влияние на локальные логистические цепочки, прежде всего кратным увеличением стоимости морской перевозки. Однако компании ожидают стабилизации обстановки в следующем году.
В ближайшей перспективе
Темы новых перспективных направлений сотрудничества стали одними из самых обсуждаемых на конференции и в неформальном общении между участниками встречи.
Представители Первой грузовой компании (ПГК) рассказали, что ведут сотрудничество с тремя терминалами в Екатеринбурге, в числе которых, расположенный микрорайоне Кольцово контейнерный терминал «С.I.T.». «Планируем продолжать совместную работу. Сейчас находимся в стадии подписания договора на предоставление подвижного состава и экспедирование груза. В перспективе рассматриваем возможность расширить наше сотрудничество»,— рассказал заместитель генерального директора по коммерческой работе ПГК Максим Свердлов. В планах крупнейшего российского частного оператора на рынке грузовых железнодорожных перевозок увеличить объемы контейнерных перевозок как из уральского, так и из других регионов.
Сергей Васильев, директор Екатеринбургского филиала «Феско Интегрированный Транспорт», отметил, что сотрудничество с Контейнерным терминалом «С.I.T.» началось еще в 2013 году «Это основная база по переработке и хранению наших контейнеров в Уральском регионе, которая принимает и формирует ускоренные контейнерные поезда. Это мощный, развивающийся терминал, который оказывает полный комплекс транспортных и логистических услуг».
О перспективах предстоящего партнерства с контейнерным терминалом «С.I.T.» рассказали представители компаний Центрального и Северо-Западного федеральных округов. «Мы ищем партнеров в Уральском регионе, поэтому рассчитываем, что этот терминал будет одним из них, а мы со своей стороны готовы предоставить хороший операторский сервис и бесперебойную передачу подвижного парка и контейнеров под грузы Уральского региона»,— рассказал Сергей Куст, генеральный директор компании «Новая логистическая» (Москва).
Компания АО «Евросиб СПб-транспортные системы» (Санкт-Петербург) планирует выйти на еженедельные отправки контейнерных поездов из Свердловской области и обратно уже в I квартале 2022 года. «Совместно с терминалом хотели бы формировать комплексное предложение клиенту, соответствующее нашему стандарту качества: выработка совместных решений по минимизации времени обработки поездов и соблюдению сервисных стандартов транзитных сроков, хранение и автовывоз контейнеров, открытие стока под потребности “Евросиб”»,— говорит руководитель подразделения внутрироссийских перевозок АО «Евросиб СПб-транспортные системы» Михаил Михалев.
Заместитель директора по коммерции и производству Федеральной грузовой компании Валерий Мягков: «В 2020 году у нас был совместный опыт — совместно со СвЖД была произведена опытная отправка контрейлерной платформы».
ТЛЦ «Восток-Запад» (ГК «НОВИК», Калининград) разрабатывает новый сервис по транспортировке лесных грузов. «Все зависит от объема, но мы можем начинать не с целых поездов, а со стыковки с “Белым Растом”, подключать к нашим существующим сервисам и наращивать объемы»,— говорит ведущий специалист по жд-перевозкам ТЛЦ «Восток-Запад» Елена Рудова.
Руководство АО «СиАйТи терминал» отмечает, что в настоящее время предприятие имеет значительный потенциал для реализации данных проектов. Сегодня контейнерный терминал представляет собой современный инфраструктурный комплекс УрФО, специализирующийся на терминальной обработке и организации мультимодальных перевозок грузов в крупнотоннажных контейнерах и в составе ускоренных контейнерных поездов по всем направлениям.
В настоящее время общая площадь контейнерного терминала «С.I.T.» составляет 8 га. Здесь располагаются 8 подъездных путей, позволяющих размещать 180 вагонов, оперативно и одновременно отправлять и принимать 2 полноразмерных поезда длиной 71 вагон каждый; СВХ открытого типа объемом 8 тыс. м3 (вмещает 400 TEU и 100 единиц автотранспорта); на территории терминала расположен Октябрьский таможенный пост Екатеринбургской таможни, таможенный склад на 1144 м3, а также аккредитованная лаборатория фитосанитарного контроля Референтного центра Россельхознадзора Свердловской области. Ввод в эксплуатацию в 2021 году дополнительной контейнерной площадки размером 1,5 га и применение современных цифровых технологий позволит увеличить пропускную способность терминала до 200 000 TEU.
Технологичность терминала ежегодно «прокачивается» на всех уровнях — от оборудования площадки, интеграции с другими участниками, готовых решений ускорения процессов обработки скоропортящихся грузов из стран ближнего зарубежья — до уникального программного обеспечения и современных цифровых сервисов. Как отметил заместитель управляющего терминала Александр Маслов: «Компания использует программный продукт собственной разработки. Он интегрирован с финансовым и бухгалтерским учетом в 1С, с системами электронного документооборота, софтом «ВЭД-Склад». В ближайшей перспективе — полная интеграция с информационной системой РЖД. Эти сервисы нужны для ускорения внутренних и внешних процессов, что в свою очередь дает клиентам терминала качественные услуги в кратчайшие сроки».
Подводя итоги, модератор конференции управляющий АО «СиАйТи Терминал» Валерий Денисов отметил, что тренд на ускоренное внедрение цифровых решений, развитие логистики и транспортных технологий по отправлению и принятию грузов сохранится в ближайшие годы, также сохранится и важность взаимодействия государства с частными компаниями в вопросах изменения законодательства, технологий, экономики. Возрастающие с каждым годом возможности компаний транспортно-логистического сектора по повышению уровня сервиса, упрощению процедур по ввозу и вывозу товаров, повышению скорости работы, переводу всех возможных операций в онлайн-пространство позволят вывести российский транспортно-логистический бизнес на новый уровень, содействуют реализации большой государственной задачи по дальнейшему росту контейнеризации железнодорожных перевозок в РФ.
Ссылка на источник: Контейнерные перевозки: реальность и потенциал – Коммерсантъ Екатеринбург (kommersant.ru)